Новости и события

Торжественный молебен во славу русского флота, приуроченный к 104-ой годовщине со дня подвига минного заградителя «Прут»

Оцените материал
(3 голосов)

По просьбе председателя «Севастопольского Морского собрания» В. П. Кота в сегодня, 31 октября был отслужен торжественный молебен во славу русского флота, приуроченный к 104-ой годовщине со дня подвига минного заградителя «Прут», который был назван «севастопольским Варягом».

Присутствующим на молебне воспитанникам филиала Нахимовского военно-морского училища и юнгам Севастопольской детской морской флотилии имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова Виктор Павлович Кот рассказал о подвиге экипажа минного заградителя «Прут» и подвиге жертвенной любви корабельного священника иеромонаха Антония.

С напутственным словом обратился к юным морякам Виктор Фёдорович Субботин – председатель Совета ветеранов сухопутных войск имени Героя Советского Союза Г.А. Абызова. Виктор Фёдорович напомнил о важности понимания духовно-исторической связи поколений: «…Сегодня вы присутствуете на уроке мужества…не так уж и важно, станете ли вы военными, но знать и уважать историю военного подвига города-героя Севастополя как примера для обретения правильного устроение души и твёрдой опоры в жизни, необходимо…».

После молебна был освящён якорь с затонувшего минного заградителя, подаренный меценатами нашему храму в 2016 году.


Подвиг минного заградителя «Прут» у мыса Херсонес

Годом рождения героя нашего повествования считается 1879-й, а местом рождения—английская судостроительная компания John Elder & Co. При спуске на воду пароход получил название Kinfauns Castle. Но в феврале 1884 года он был продан Добровольному флоту в Россию и переименован в «Москву». Летом 1895 года Доброфлот продал почтово-пассажирский пароход Морскому ведомству под учебное судно с именем «Прут». Не избежал пароход судьбы всей многострадальной России. Восстание большевиков в 1905 году коснулось и его. Под командованием большевика Петрова, захватившего власть на борту, учебное судно неудачно пыталось присоединиться к броненосцу «Потемкин» в Одессе, вернулось в Севастополь и было встречено верными царю кораблями. «Прут» на время стал плавучей тюрьмой для бунтарей.

В 1909 году пароход переоборудован под выполнение задач постановки минных полей (до 900 мин). Судно стало кораблем и было оснащено десятью 47-мм и 37-мм орудиями, пулемётами. Ранним утром 29 октября 1914 года «Прут» в море недалеко от Севастополя встретил германский линейный крейсер «Гебен». Это был первый день военных действий на Черном море и последний день плавания минзага «Прут».

Под эгидой Севастопольского отделения РГО было найдено место гибели минного заградителя «Прут». Доктор географических наук, профессор, председатель Севастопольского городского отделения Русского географического общества Елена Николаевна Воскресенская считает: «Судно историческое, но ему незаслуженно уделялось мало внимания. Старания были вознаграждены. На морской карте есть отметка для организации спуска на заградитель. Во всем мире известен подвиг легендарного крейсера «Варяг», который погиб, но не спустил флаг. Но мало кто знает, что подобный подвиг был совершен и на Черном море минным заградителем «Прут».

В 5 часов утра 29 октября 1914 г. корабли Черноморского флота получили радиограммы о начале войны. Около 7 часов, возвращаясь с задания, в 14 милях от мыса Херсонес минный заградитель «Прут» (командир—капитан 2 ранга Георгий Александрович Быков) встретил германо-турецкий линейный крейсер «Гебен» (командир—капитан-цур-зее Р. Аккерман, весь экипаж крейсера немецкий—от командира до кочегара). «Прут» передал в Севастополь сообщение о встрече и свое местонахождение—44°34”N 33°01”E, но ответа не получил. Крейсер поднял сигнал с требованием сдаться.

Немцы применили военную хитрость. На своем корабле они подняли турецкий флаг, то есть флаг государства, которое не объявляло войну. В то время это был самый мощный крейсер с крупнокалиберными орудиями. На борту нашего корабля находилось более трехсот человек (экипаж и батальон пехоты, который из Ялты следовал в Севастополь) и семьсот морских мин, это примерно семьдесят тонн тротила. Силы были неравными. Снаряды с малых пушек заградителя даже не долетали до немецкого крейсера.

Минзаг поднял на мачтах флаги и пошел к берегу. Командир принял решение затопить корабль. Сразу была объявлена водяная тревога и открыты кингстоны. Быков сначала уничтожил шифры и секретные документы. Были спущены шлюпки. Но места в них всем не хватало, личный состав бросался за борт со спасательными поясами и койками.

В 7 час. 35 мин. крейсер зашел с правого борта минзага и открыл артиллерийский огонь из 150-мм орудий с дистанции около 25 кабельтовых. Бил наверняка, как по мишени на учениях. Под огнем вражеского корабля на «Пруте» начался пожар, был разбит полубак. Желая ускорить затопление «Прута», командир приказал произвести подрыв днища. Для этой цели на корабле были заранее заложены подрывные патроны, провода от которых были сведены в одном месте на жилой палубе. Подрыв днища осуществили минный офицер корабля лейтенант Рогузский и минный кондуктор. Запас мин не сдетонировал. Через 10-15 минут после открытия огня «Гебен» ушел в сторону мыса Сарыч, поручив добивать русский корабль турецким миноносцам «Самсун» и «Ташос». Они продолжили обстрел горящего корабля.

Примерно в 8 час. 40 мин. «Прут» встал почти вертикально и с развевающимися на мачтах флагами затонул в 10 милях к западу от мыса Феолент. С нижней ступеньки трапа моряков до последней секунды благословлял корабельный священник иеромонах Антоний. Личный состав корабля пытался спастись на шлюпках, койках и спасательных поясах. Турки взяли в плен трех офицеров, в т.ч. командира, корабельного врача Алёшина, мичмана Архангельского, двух кондукторов и 69 матросов. Вражеские эсминцы ушли. На место затопления минзага пришла из Балаклавы подводная лодка «Судак». Она подняла из воды оставшихся членов экипажа в составе трех офицеров и 199 матросов и позже передала их на борт госпитального судна «Колхида». В бою погибли лейтенант Рогузский, мичман Смирнов, иеромонах Антоний, боцман Колюжный и 25 матросов.

Протоиерей Георгий (Поляков) пишет в своей книге «Военное духовенство России», посвященной подвигам флотских священников: «Видя трагизм ситуации, иеромонах Антоний Смирнов, которому исполнилось семьдесят один год, благословил всех воинов и отказался занимать предоставленное ему место в шлюпке. По свидетельству очевидцев, они увидели, как священник ушел вниз в каюту, потом появился в полном облачении. В одной руке он держал Евангелие, в другой—крест и благословлял свою военную паству. В это время шел обстрел, и «Прут» горел. Когда была видна только фок-мачта с Андреевским флагом, «Прут» ушел под воду. Священник был посмертно награжден Георгиевским крестом. В основном вся команда спаслась. Этот подвиг прославил Андреевский флаг. Мины были затоплены и не оказались в руках неприятеля».

У берегов Крыма на морском дне лежит огромное количество кораблей разных стран и народов, разных эпох и веков. Минный заградитель «Прут»—не самый большой из них и не самый известный. Но история этого корабля важна для Севастополя. Его пример достоин памяти потомков. Работы исследователей помогут пролить свет на подробности гибели парохода, приоткроют завесу над ещё одной тайной Черного моря.

В. ИЛЛАРИОНОВ. https://slavasev.ru/2017/04/27/podvig-minnogo-zagraditelya-prut-u-myisa-hersones/

Прочитано 36 раз

е-mail:

Почтовый адрес и связь

99014, г. Севастополь, Площадь Свято-Никольская, стр.1.
Храм Святителя Николая Чудотворца в Камышовой бухте города Севастополя

Телефон для справок +7 (8692) 47-20-50

Сайт в социальных сетях